Урок нравственности

«Семья. Здоровье. Освобождение...» — парни писали на своих листах бумаги те ценности, которые считали важными для себя.
Лица мальчишек, одетых в казённую форму следственного изолятора № 1, выражали то заинтересованность, то задумчивость. В глазах не было той пустоты и равнодушия, которые мы ожидали увидеть у тех, кто совершил тяжкие преступления.

Галина Виноградова — член областной комиссии по вопросам помилования, учи­тель истории и обществозна­ния вечерней (сменной) об­щеобразовательной школы № 13, на этот раз как класс­ный руководитель несовер­шеннолетних, попавших под следствие, проводила беседу о нравственных ценностях. Не­простая тема для подростков, чьи поступки нравственными никак не назовешь. За школь­ными партами в СИЗО — мальчики, начиная с 14-летнего возраста. Те, кто убил, изнасило­вал, участвовал в разбое, торго­вал наркотиками, уже не в пер­вый раз попался на краже...

Учитель читала стихи, из­вестные каждому школьнику. Но эти ребята, похоже, впер­вые в жизни слышали «Что та­кое хорошо и что такое плохо» Маяковского, «Не позволяй душе лениться» Заболоцкого. Дети смотрели социальные видеоролики и рассуждали о том, что такое совесть и душа, добро и зло, свобода и возмож­ность выбора... Оказалось, эти подростки отлично знают: на свете есть то, что из века в век люди считают важным и бес­ценным: семья, образование, родина, экология. Трагедия в том, что многие в жизни до сих пор не встретили ни люб­ви, ни дружбы, ни взаимопо­нимания. Это очень четко по­нимают сотрудники след­ственного изолятора — воспи­татели, учителя, психологи. Они считают своей задачей — пока еще не поздно — вернуть подопечных в общество.

— Многие ребята, которые сегодня оказываются под след­ствием, а потом — в исправи­тельных колониях для несо­вершеннолетних, — способны слушать и слышать, думать и размышлять. С ними можно работать, — отметила Галина Ивановна. — Подростки, с ко­торыми приходилось общать­ся еще лет пять назад, были другими: прожженными, не­навидящими жизнь.

Ко всем парням Галина Ива­новна в любые времена могла найти подход. Она не оправды­вала их, но сочувствовала. Умуд­рялась видеть в них обиженных жизнью детей. Жалеть, ува­жать, любить. Педагоги и вос­питатели, настроенные иначе, с таким «спецконтингентом» ра­ботать не могут. Это факт.

Источник: парламенская газета «Тюменские известия»

Проект при поддержке компании RU-CENTER