Урок нравственности
«Семья. Здоровье. Освобождение...» — парни писали на своих листах бумаги те ценности, которые считали важными для себя.
Лица мальчишек, одетых в казённую форму следственного изолятора № 1, выражали то заинтересованность, то задумчивость. В глазах не было той пустоты и равнодушия, которые мы ожидали увидеть у тех, кто совершил тяжкие преступления.
Галина Виноградова — член областной комиссии по вопросам помилования, учитель истории и обществознания вечерней (сменной) общеобразовательной школы № 13, на этот раз как классный руководитель несовершеннолетних, попавших под следствие, проводила беседу о нравственных ценностях. Непростая тема для подростков, чьи поступки нравственными никак не назовешь. За школьными партами в СИЗО — мальчики, начиная с 14-летнего возраста. Те, кто убил, изнасиловал, участвовал в разбое, торговал наркотиками, уже не в первый раз попался на краже...
Учитель читала стихи, известные каждому школьнику. Но эти ребята, похоже, впервые в жизни слышали «Что такое хорошо и что такое плохо» Маяковского, «Не позволяй душе лениться» Заболоцкого. Дети смотрели социальные видеоролики и рассуждали о том, что такое совесть и душа, добро и зло, свобода и возможность выбора... Оказалось, эти подростки отлично знают: на свете есть то, что из века в век люди считают важным и бесценным: семья, образование, родина, экология. Трагедия в том, что многие в жизни до сих пор не встретили ни любви, ни дружбы, ни взаимопонимания. Это очень четко понимают сотрудники следственного изолятора — воспитатели, учителя, психологи. Они считают своей задачей — пока еще не поздно — вернуть подопечных в общество.
— Многие ребята, которые сегодня оказываются под следствием, а потом — в исправительных колониях для несовершеннолетних, — способны слушать и слышать, думать и размышлять. С ними можно работать, — отметила Галина Ивановна. — Подростки, с которыми приходилось общаться еще лет пять назад, были другими: прожженными, ненавидящими жизнь.
Ко всем парням Галина Ивановна в любые времена могла найти подход. Она не оправдывала их, но сочувствовала. Умудрялась видеть в них обиженных жизнью детей. Жалеть, уважать, любить. Педагоги и воспитатели, настроенные иначе, с таким «спецконтингентом» работать не могут. Это факт.
Источник: парламенская газета «Тюменские известия»