Школа за колючей проволокой
Вечерняя школа № 13 — самая обычная на вид. Светлые классы с портретами классиков, географическими картами и таблицей Менделеева. Только из окна видно, что уютный школьный двор окружён колючей проволокой.
Андрей Ляпин. Фото Павла Моргуна.
Старшеклассники — обычные парни, разговорчивые и весёлые. Разве что возрастом постарше и одеты во всё «казённое». На бейджах — имена и номера отрядов.
— Не надо нас бояться. Нормальные мы люди. Вот у любого учителя спросите — подтвердят! — смотрят на журналистов с любопытством и улыбками Иван, Денис, Борис и Александр, которые отбывают наказание в исправительной колонии № 4. Здесь находится главный корпус вечерней (сменной) общеобразовательной школы № 13.
Учёба по закону
Парни недавно держали в руках аттестаты: кто-то о получении основного общего, кто-то — среднего общего образования. В колониях все осуждённые до тридцати лет, у кого нет школьного образования, по закону обязаны его получить. После тридцати лет за парту могут сесть по желанию. Оказывается, граждан без общего образования в нашем веке цифровых технологий меньше не становится. Как рассказал директор школы Андрей Анатольевич Ляпин, в этом учебном году в тюменских колониях училось 575 человек. 9-й класс окончили 50 учеников, 12-й класс — 136.
На торжественном выпуск¬ном было всё, как на воле: присутствие родителей и букеты цветов, добрые слова и концертные номера от выпуск¬ников любимым учителям. От педагогов — пожелания подопечным большой и светлой дороги. У парней есть все шансы больше не возвращаться на скользкий путь. Аттестаты государственного образца самые обычные. Можно будет спокойно продолжить образование.
Аттестаты хранятся в личном деле осуждённого до тех пор, пока у выпускника не подойдёт к концу отведенный для исправления срок. В ИК-4 общего режима на улице Авторемонтной отбывают наказание впервые осуждённые к лишению свободы и ранее отбывавшие наказание лица, совершившие различные преступления. Кражи, грабежи, убийство, незаконное приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта наркотических веществ и другие. Сроки в основном — до десяти лет.
Из тех, кто садится за парты в начале учебного года в ИК-4, до последнего звонка и экзаменов доходит половина. Остальные успевают выйти на свободу. В следственном изоляторе № 1, где есть учебно-консультационный пункт школы, в учебных классах для подростков 14-18 лет постоянная «текучка». А вот в ИК-2 строгого режима, где расположен еще один корпус школы № 13, комплектацию классов можно назвать постоянной: за партами ученики, попавшие за решетку на десять, а то и двадцать лет.
Не зря учились
— Окончил на воле девять классов, год проучился в колледже. А потом что-то пошло не так… Пришлось продолжать обучение и получать аттестат здесь, — рассказал Иван, которому на свободу уже через пару месяцев. — Рад, что эти годы не прошли напрасно. Кроме школьного образования в училище успел получить две специальности: сварщик и электрик. Если бы задержался, наверняка стал бы ещё каменщиком или печником. Учёба — всегда хорошо. Это время, проведенное с пользой. Вернусь домой — пойду работать.
Денис за решеткой недавно, но успел окончить 9-й класс. Впереди еще целый учебный год. Говорит, что ходит в школу с удовольствием, смог подтянуть грамотность по русскому языку. Ему здесь нравится всё, а особенно общение с одноклассниками. В школе сложился доброжелательный коллектив, где все равны. Случаются весёлые истории — всё как в обычном классе.
— У нас постоянный «день сурка». Знаем, что встанем завтра в 6 утра. Знаем, что будет в 7 часов 20 минут… Школа скрашивает пребывание в колонии, — рассказал Александр. — Здесь узнаём новое. Для нас это как развлечение. Приятное с полезным совмещаем. Если оценить прожитое, то для многих, кто кололся, неплохо, что они попали за решетку. Пусть мама лучше сюда передачки носит, чем цветы на могилку… Выйдем отсюда со школьным образованием. Получим профессию — будем работать и родителям помогать.
Парням чуть за двадцать. А Семёну уже тридцать лет. Не особо разговорчив. Он получал школьное образование и параллельно работал на пилораме. Когда вернётся в родное село, сможет начать обычную жизнь. Если за плечами школа и есть профессиональный стаж — всё на своих местах. Можно жить и трудиться, не оглядываясь на прошлое.
Учителя с характером
На вопрос о любимых школьных предметах ребята перечислили многие, а особенно русский с литературой, географию, историю. Стеснительный Борис выделил иностранный язык.
Самая молодая в школе учительница английского языка Алсу Александровна Рамазанова трудится на одном месте уже больше десятка лет. И об этом выборе никогда не жалела. Она умеет и предметом заинтересовать, и найти подход к своим особенным ученикам, при этом давая им почувствовать свою силу характера.
Во всех корпусах вечерней школы трудятся 25 учителей. Большинству из них уже за пятьдесят. Текучки кадров нет. Молодых выпускников вузов принимают редко, потому что психологически далеко не каждый сможет работать в той реальности, которая его ожидает.
С дисциплиной на уроках всё отлично. На взрослых людей не приходится повышать голос. Домашние задания проверять не надо — их не задают. Но… в классных журналах есть особые пометки: о статьях Уголовного кодекса. Большинство педагогов предпочитают не знать о прошлом учеников, отбывающих наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, чтобы это не влияло на отношение к ним.
Средний балл успеваемости по всем предметам — чуть выше трёх. Для тех, кто учится за решеткой, «четверка» — уже огромное личное достижение. А уж если ученик на уроке заслужил «пять», то учитель радуется больше, чем его подопечный.
— Такая радость на сердце — словами не передать! — делится Андрей Ляпин, который преподаёт историю. — Все ученики разные. Кому-то история не интересна. Другие её любят, понимают. У них на уроках глаза горят. Учителю больше всего нужен эмоциональный отклик. Это бывает у наших учеников, конечно, не всегда. Кто-то придёт в дурном настроении, кто-то уснёт прямо на уроке после ночной смены. Каждую ситуацию надо понять и принять. Но мне несмотря ни на что нравится ощущать себя учителем больше, чем директором школы.
Человек и его дело
Андрей Ляпин уже двадцать второй год на посту директора. Судьба привела его в столь необычное учебное заведение совершенно неожиданно.
Андрей после армии приехал в Тюмень, чтобы учиться в госуниверситете на факультете истории. Не думал работать учителем. Но в материально сложные 90-е годы, еще будучи студентом, начал вести историю в городской школе № 3 на ДОКе. Её директор Анатолий Симонов отнесся к молодому учителю по-отечески, стал привлекать к проведению образовательных, методических мероприятий. Андрей Анатольевич знал, что пожилой руководитель готовит себе замену. Через семь лет, в 2000 году, обычного учителя Ляпина назначили директором. Но не средней общеобразовательной школы, а вечерней — на территории колонии, где руководитель ушла на заслуженный отдых.
— Так в 32 года я оказался главой образовательного учреждения, которое как раз вступало в полосу реорганизаций. Были соединены вечерние школы № 12 и 13, пришлось писать устав нового образовательного учреждения, открывать свою бухгалтерию… В общем, с головой погрузился в административную работу, к которой раньше не имел никакого отношения. Кажется, справился. Так незаметно прошло 22 года, — рассказал Андрей Анатольевич.
Если раньше вечерние школы работали по особым программам, то постепенно они перешли на обычные федеральные государственные стандарты, и в аттестатах появились те же предметы, что и в средних общеобразовательных школах. Только ОГЭ и ЕГЭ здесь до сих пор не сдают. У выпускников нет такой необходимости, хотя при их желании возможность предусмотрена. Для получения аттестата хватает государственных выпускных экзаменов.
Около десяти лет назад на территории ИК-4 было построено новое типовое школьное здание. История образовательного учреждения, которое открылось в 1961-62 учебном году как школа рабочей молодежи, продолжается. Фотографии и газетные вырезки о том, чем жила школа 60 лет назад и в последующие годы, бережно хранятся в альбомах в школьной библиотеке.
Андрей Ляпин, как историк и как директор, старается дополнить ценные сведения об учреждении, выполняющем важную задачу: даёт знания о мире людям, которые оступились. Учителя дают шанс своим подопечным взглянуть на жизнь по-другому, чтобы, вернувшись в общество, они больше никогда не оказывались за решёткой.
Александра Бучинская (Тюменские известия)